IV - Завещание - Жан Мелье

ОГЛАВЛЕНИЕ


III. Все религии являются лишь заблуждениями, иллюзиями и обманом


IV. ПЕРВОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТЩЕТНОСТИ И ЛОЖНОСТИ РЕЛИГИЙ: ОНИ ЛИШЬ ИЗМЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Ясно и очевидно, что выдавать чисто человеческие законы за сверхъестественные и божественные законы и установления является злоупотреблением, заблуждением, иллюзией, обманом и шарлатанством; а между тем несомненно, что все существующие в мире религии являются, как я уже сказал, чисто человеческим измышлением и установлением. Несомненно, те, кто первые выдумали их, пользовались именем и авторитетом бога только для того, чтобы легче добиться принятия желательных им законов и установлений. Необходимо либо признать, что это так, по крайней мере в отношении большинства религий, либо допустить, что большинство религий действительно установлены богом. Но считать, что большинство религий действительно божественного происхождения, невозможно потому, что все эти различные религии противоречат одна другой и сами друг друга осуждают. Ясно, что, поскольку они противоположны в своих началах и положениях, они не могут вместе с тем быть истинными и проистекать от одного и того же якобы божественного начала истины. Вот почему наши римско-католические христопоклонники признают, вынуждены признать, что возможна — самое большее — только одна истинная религия; они утверждают, что это их религия. Поэтому они считают основным положением своего учения и своей веры, что существуют только один господь, одна вера, одно крещение, один бог, одна церковь, а именно апостольская римско-католическая церковь, вне которой, как они утверждают, нет спасения. Отсюда я вывожу с очевидностью следующее заключение: несомненно, что по крайней мере большая часть религий мира являются, как я уже оказал, чисто человеческим измышлением и что творцы их пользовались именем и авторитетом божьим только для того, чтобы лучше проводить свои законы и установления и вместе с тем внушить к себе больше уважения, благоговения и страха у народов, которыми им приходилось управлять и которым они желали импонировать при помощи уловки такого рода.

Послушаем, как рассуждает на эту тему один здравомыслящий автор[1]:

«При виде того, — говорит он, — что род человеческий поделен между столь многими религиями, противоречащими одна другой и осуждающими друг друга, при виде того, как каждый всячески старается распространить свою религию путем ухищрений или насилия, но так мало людей, чтобы не сказать никто, следуют в своих поступках тому, во что они верят и что они исповедуют с таким жаром, я, — говорит он, — пожалуй, склонен думать, что все эти различные культы были первоначально выдуманы политиками, причем каждый приспособлял свою модель к склонностям того народа, который он собирался водить за нос. Но, когда я, — прибавляет он, — принимаю с другой стороны во внимание, что в бешеном пыле и непоборимом упорстве большинства людей есть повидимому нечто весьма естественное и неподдельное, я готов думать вместе с Карданом, что все это разнообразие религий зависит от различного влияния светил... При этом, — говорит он, — в каждой религии оказывается столь равная видимость истинного и ложного, что, следуя человеческому разуму, он не может определить, на сторону которой из этих религий ему стать».

Известно, что с помощью именно такого рода хитрости римский царь Нума Помпилий смягчил суровые и дикие нравы своего народа, постепенно, — как говорит один автор, — устраняя их грубость и жестокосердие мирными и благочестивыми религиозными упражнениями и приучая к последним с помощью празднеств, священных плясок, песнопений, процессий и т. п. религиозных обрядов; он сам совершал эти обряды и заставлял участвовать в них и других под предлогом почитания своих богов. Он научил народ приносить жертвы богам, ввел с этой целью особый ритуал, объявленный им святым и священным, поставил жрецов для прославления богов и служения им, причем объявил жрецам, что все его действия и приказы исходят от богов и открываются ему его нимфой или богиней Эгерией. Точно так же известно, что Серторий, самозванный предводитель испанских войск, прибегал к подобной же хитрости, чтобы держать их полностью в своей власти. Он легко добился этого, уверив их, что белая лань, которую он постоянно держал при себе, служит ему вестником богов, по совету которых он принимает все свои решения. Зороастр, царь Бактрии, поступил точно так же со своим народом, убедив его, что издаваемые им законы исходят от бога Ормузда. Трисмегист, царь египтян, тоже дал им свои законы именем и властью бога Меркурия. Замолксис, царь скифов, дал своему народу законы от имени богини Весты. Царь Кандии[2] Минос обнародовал свои законы от имени бога Юпитера. Законодатель Халкиды Харонт обнародовал свои законы от имени бога Сатурна. Ликург, законодатель лакедемонян, обнародовал свои законы от имени бога Аполлона. Дракон и Солон, законодатели афинян, обнародовали свои законы от имени богини Минервы и т. д. Моисей, законодатель евреев, тоже обнародовал свои законы от имени какого-то бога, который по его словам явился ему в горящей и неопалимой купине. Иисус, сын Марии, прозванный Христом, глава христианской секты и исповедываемой нами религии, тоже уверял своих приближенных, сиречь учеников, что он явился не по своей воле, а послан богом, его отцом («я от бога исшел и пришел, ибо я не сам от себя пришел, но он послал меня», Иоанна, 8:42), и что он говорит и поступает только так, как ему приказывает его отец. «Итак, что я говорю, я говорю, как сказал мне отец» (Иоанна, 12:50), «как заповедал мне отец так и творю» (Иоанна, 14:31). Симон, по прозвищу Маг, долгое время водил за нос жителей Самарии и своими речами, фокусами и волшебством убедил их, что он некто великий, и все, слышавшие его, называли его в один голос великой силой бога: «Здесь есть великая сила бога» (Деян., 8:8 — 10). Его ученик Менандр выдавал себя за спасителя, посланного небом для спасения людей. Наконец, чтобы не говорить о целом ряде других, упомянем еще только Магомета; этот знаменитый лжепророк установил на всем востоке свои законы и свою религию при помощи того же искусного обмана и надувательства. Он внушал своим приверженцам, что его религия ниспослана с неба через посредство архангела Гавриила и т. д. Все эти примеры, как и ряд других, которые можно было бы привести еще, с достаточной ясностью показывают, что все эти различные виды религий, существующие и существовавшие в мире, являются в действительности только выдумкой людей и полны заблуждений, обмана, иллюзий и надувательства. Это вызвало следующее суждение здравомыслящего Монтэня[3]: «К этому средству прибегали все законодатели — управление не обходится без известной примеси фантастики в церемониале и вымысла, служащих для того, чтобы держать народ в повиновении. Поэтому происхождение их большей частью связано с баснями и сверхъестественными чудесами; по этой же причине рассудительные люди согласились с ними».


[1] Esp. Turc, t.III, lett. 78. èdit. de 1715. (Espion Turc?)

[2] Кандия — Крит. — Прим. пер.

[3] Essais de Montagne, livre 11. ch. 16. p. 601.


V. Почему политики используют религиозные заблуждения и обман