LI - Завещание - Жан Мелье

ОГЛАВЛЕНИЕ


L. Четвертое злоупотребление [несправедливость, неравенство]


LI. ПЯТОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ

Посмотрим далее: что получается от другого злоупотребления среди людей, а именно от нерасторжимости браков до смерти одного из супругов? Что из этого получается, спрашиваю я. Получается бесконечное множество неудачных и несчастных браков, плохих и неудачных пар, в которых мужья чувствуют себя несчастными мучениками с дурными женами или же жены чувствуют себя несчастными мученицами с дурными мужьями и часто семейная жизнь приходит от этого в расстройство. В этих плохих браках и семьях мужчина и женщина не любят друг друга и не могут приспособиться к мирной совместной жизни; наоборот, постоянно питают ненависть друг к другу, ссорятся и спорят между собой; пока существуют такие браки, не переведутся несчастливцы и несчастливицы, которые ненавидят и каждодневно проклинают свой брачный союз. Еще более усиливает их неудовольствие то обстоятельство, что они не могут никак освободиться от столь неудачной сделки и законным образом порвать узы и обязательства, которые им так неприятны, невыгодны, а иногда даже пагубны. Это положение в конце-концов не раз заставляет их прибегать к скандалу раздельного жительства и дележа имущества, а иногда даже покушаться на жизнь другого, чтобы окончательно избавиться таким способом от уз и от ига, столь для них ненавистных и невыносимых.

Что еще получается от этих плохих браков? Часто дети, рождающиеся от такого брака, оказываются жалкими и несчастными по вине своих отцов и матерей, под влиянием дурного поведения родителей, подающих им изо дня в день дурной пример и не дающих им ни надлежащего образования в науках и искусствах, ни воспитания в правилах нравственности. Далее, в большинстве случаев связаны таким браком люди бедные, которые сами были дурно воспитаны, необразованы, плохо питались и жили в бедности; у них нет ни средств, ни умения давать своим детям лучшее образование, воспитание, питание, чем они получили сами. В результате дети навсегда остаются в невежестве, в приниженности, в грязи, в засасывающей их тине, в бедности и жалком состоянии; многие умирают от голода и страданий, не имея возможности поправиться за отсутствием достаточных средств к жизни. Большинство людей из народа плохо питались, воспитаны в невежестве, в унижении, в бедности и невзгодах, приучены смолоду к грубой и тяжелой работе, находились вечно в зависимости и под властью богатых и сильных мира; поэтому им почти совсем незнакомы естественные права их человеческого состояния, они не сознают всей несправедливости и неправды, которые им причиняют, делая их жалкими и несчастными рабами. Поэтому они почти и не думают о выходе из своего бедственного положения, о том, чтобы стряхнуть с себя иго, которое делает их столь несчастными; думают только о том, чтобы прожить свою жизнь с грехом пополам среди привычных тягот и бедствий, словно они в самом деле родились только для того, чтобы служить другим и жить и умереть в бедности и нищете.

Что получается еще от этих нерасторжимых браков? Если отцы и матери умирают, оставив малых детей, то в случае бедности родителей дети оказываются несчастными вдвойне. Оставшись сиротами, без поддержки и защиты, они зачастую не знают, где им приютиться и укрыться, и вынуждены, как только научатся ходить, жалким образом выклянчивать себе на хлеб, идя от двери к двери. Вдобавок они встречают очень часто дурное обращение со стороны отчимов и мачех, которые обращаются с ними сурово и грубо; и если на их долю остались некоторые средства, то с их достоянием часто так небрежно обращаются, что по достижении совершеннолетия им почти ничего не остается; в результате большой ущерб для них. Все эти непорядки и беды — обычный и как бы неизбежный результат тех злоупотреблений, о которых я только-что говорил.


LII. [Каким великим благом было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненными благами]