XLIII - Завещание - Жан Мелье

ОГЛАВЛЕНИЕ


XLII. Шестое доказательство [ложности христианской религии, вытекающее из оправдания и освящения ею злоупотреблений, тирании и угнетения со стороны знати]


XLIII. ПЕРВОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ

Первым злоупотреблением является огромное неравенство (disproportion) между различными состояниями и положениями людей; одни как бы рождены только для того, чтобы деспотически властвовать над другими и вечно пользоваться всеми удовольствиями жизни; другие, наоборот, словно родились только для того, чтобы быть нищими, несчастными и презренными рабами и всю свою жизнь изнывать под гнетом нужды и тяжелого труда. Такое неравенство глубоко несправедливо, потому что оно нисколько не основано на заслуге одних и на провинности других; оно ненавистно, потому, что, с одной стороны, лишь внушает гордость, высокомерие, честолюбие, тщеславие, заносчивость, а с другой стороны, лишь порождает чувства ненависти, зависти, гнева, жажды мщения, сетования и ропот. Все эти страсти оказываются потом источником и причиной бесчисленных зол и злодеяний, существующих в мире. Последних несомненно не было бы, если бы люди установили между собой правильную пропорцию, необходимую лишь для установления и сохранения между ними справедливого подчинения, а не для тиранического властвования одних над другими.

Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле, в равной степени имеют право на свою естественную свободу и свою долю в земных благах, те и другие должны заниматься полезным трудом, чтобы иметь необходимое и полезное для жизни. Но люди живут в обществе, а так как общество (или община людей) не может быть благоустроенным и, даже будучи благоустроенным, не может сохранить добрый порядок без наличия некоторой зависимости и подчинения между собою, то для блага человеческого общества безусловно необходимо, чтобы была между людьми некоторая зависимость и некоторое подчинение одних другим. Но вместе с тем эта зависимость и это подчинение одних другим должны быть справедливы и соразмерны, т. е. они не должны допускать чрезмерное возвышение одних и чрезмерное принижение других, гордыню одних и попирание других, предоставление слишком многого одним и оставление без всего других; одним словом — сосредоточение у одних всех благ и удовольствий, а у других всех тягот, забот, тревог, горестей и неприятностей жизни; такая зависимость и такое подчинение явно несправедливы и ненавистны, противны праву, данному самой природой. Это очень хорошо отметил в своей книге «Характеры» один рассудительный автор последнего века[1]. Поставьте, — говорит он[2], — на одной стороне власть, удовольствие, досуг; зависимость, заботы и невзгоды — на другой; одно из двух: либо все это оказывается перемещенным по злонамеренности людей, либо же бог не есть бог. Слишком большое неравенство, — говорит он, — как оно наблюдается у людей, есть дело рук сильнейших, их закон. Мы все равны, — говорит Сенека[3], — по рождению и по происхождению, и нет никого среди нас, более знатного, чем всякий другой, если только он не обладает лучшим умом или большей способностью к добродетели и наукам. Природа, — говорит он, — всех нас рождает родными и союзниками, мы все рождаемся с одинаковой природой и с одинаковым назначением. Поэтому, — прибавляет он, — все имена и звания королей, князей, монархов, властителей, вельмож, подданных, вассалов, слуг, вольноотпущенных, рабов — созданы честолюбием, несправедливостью и тиранией.

Наши христопоклонники сами не могут пойти против этих взглядов языческого философа, так как сама их религия обязывает их видеть друг в друге братьев и любить всех, как братьев, определенно запрещает им желать властвовать и господствовать над другими. Это ясно видно из категорического наставления Иисуса Христа своим ученикам. Вы знаете, — говорил он[4], — что государи господствуют над народами и сильные земли имеют власть над ними, но вы не будете прибегать к этому. Тот из вас, кто захочет быть больше других, да будет меньше всех и слугою всех; кто захочет быть первым между вами, да будет последним из всех. Не принимайте, — говорил он им[5], — пустых наименований учителя или господина, потому что у вас только один учитель, а вы все — братья. Сообразно с этим предписанием Христа, основанным в данном случае на справедливости и естественном равенстве (équité), апостол Иаков очень хорошо объяснял своим собратьям, что не следует иметь здесь никакого лицеприятия, надо одинаково относиться как к одним, так и к другим. Братья мои, — говорил он им[6], — ваша вера в Иисуса Христа не допускает, чтобы вы имели какое-либо лицеприятие; если войдет в ваше собрание какой-нибудь человек с золотым перстнем и в великолепном одеянии и если туда же придет бедняк, плохо одетый, и вы, обращаясь к тому, кто богато одет, скажете ему: садись здесь, на этом почетном месте, а бедняку скажете: постой ты там или: садись вон у наших ног, то этим вы устанавливаете неравенство в своей среде и составляете свое суждение на основании несправедливости. Послушайте меня, братья мои, — говорил он им, — если вы исполняете заповедь любви, которая гласит: люби ближнего своего, как самого себя, то вы поступаете хорошо, но если вы допускаете лицеприятие, то вы грешите и становитесь нарушителями закона.

Итак это есть злоупотребление и великое злоупотребление в христианской религии, если мы видим в ней не только несправедливое и возмутительное лицеприятие, но вместе с тем также огромное, столь несправедливое и возмутительное неравенство (disproportion) между различными состояниями и положениями людей. Теперь посмотрим, откуда проистекает в настоящее время это злоупотребление и что может быть его источником и причиной. Вот что говорит об этом один рассудительный автор.


[1] Лабрюйер.

[2] В главе «Об обычаях».

[3] De benef., кн. 3:28.

[4] Матф., 20:25.

[5] Там же, 23:8.

[6] Иак., 2:1.


XLIV. [Происхождение знати]