XLV - Завещание - Жан Мелье

ОГЛАВЛЕНИЕ


XLIV. [Происхождение знати]


XLV. ВТОРОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ

Второе злоупотребление, которое царит среди людей и в особенности в нашей Франции, заключается в том, что терпят, поддерживают и даже узаконяют некоторые другие категории людей, совсем не нужные, не приносящие никакой действительной пользы миру. При этом не только терпят, узаконяют существование людей, не приносящих никакой пользы, но, что еще хуже, терпят и узаконяют даже существование людей, роль которых сводится только к попиранию, ограблению и угнетению народных масс. Это — тоже явное злоупотребление, потому что все эти люди — в тягость народу. Между тем противно разуму и справедливости обременять народные массы невыносимым бременем и к тому же отдавать их в жертву несправедливости и угнетению со стороны тех, кто причиняет им всяческое зло. Итак, говорю я, действительно существует категория людей, которые совершенно не нужны и от которых нет никакой действительной пользы для мира. Напротив, они служат только в тягость народу. Это можно видеть не только на множестве негодяев обоего пола, избирающих себе ремеслом нищенство и подлое выпрашивание себе на хлеб насущный, вместо того чтобы заниматься с пользой каким-нибудь честным трудом. Это можно наблюдать также еще на массе богатых бездельников, которые под тем предлогом, что у них в изобилии или в достаточной мере имеются средства к жизни в виде их так называемых рент или годовых доходов, не занимаются никаким трудом, живут как бы в вечной праздности, не имеют никаких других забот, никаких других занятий, как только прогулки, различные игры и развлечения; они думают только о том, как бы хорошо поспать, вкусно поесть и попить и взять от жизни все возможные удовольствия и услады. Очевидно, что все эти люди — как нищие попрошайки, так и богатые бездельники — никакой пользы не приносят, а раз они не приносят никакой действительной пользы, то они необходимо становятся в тягость всему обществу, так как они живут и существуют исключительно лишь трудом других.

Итак терпеть и узаконить праздность людей, которые ничего не делают и не хотят ничего делать, оставаясь обузой для всего общества, является очевидным злоупотреблением. Несравненно более мудрый порядок был введен некогда у египтян, у которых каждый заявлял перед властями свое занятие или профессию, служащие ему источником пропитания; если кто был уличаем во лжи и добывал себе средства к жизни иным путем, а не честным трудом, его строго наказывали за это.


XLVI. [Оправдание существования бесполезной армии церковников и бездельников монахов]