XXVII - Завещание - Жан Мелье

ОГЛАВЛЕНИЕ


XXVI. [Ложность мнимых обетований бога патриархам Аврааму, Исааку и Иакову]


XXVII. ЧЕТВЕРТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

В качестве оснований веры и одного из доказательств истинности своей религии наши христопоклонники ссылаются также на пророчества. Они утверждают, что последние являются надежными свидетельствами истинности божественных откровений и наитий, так как только бог может с достоверностью предвидеть и предсказывать будущее задолго до его наступления. При этом они уверяют, что пророки действительно возвещали будущее задолго до его наступления. На это мнимое свидетельство истины ссылается один из апостолов Иисуса Христа, самый ретивый из христопоклонников.

Сначала он рассказывает, во что он верил, а также все самое изумительное, что он видел и слышал про своего учителя, самое достославное для него, а затем прибавляет еще одно свидетельство, как более солидное и надежное, в подтверждение своих слов и того, что он якобы сам видел и слышал. Мы имеем, — говорил он своим товарищам, — вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших... Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые божии человеки, будучи движимы духом святым[1].

Посмотрим же, что представляют собой эти мнимые пророки и божьи человеки, говорившие так по наитию святого духа, и следует ли придавать им такое значение, какое приписывают им наши христопоклонники. В сущности говоря, это несомненно были просто люди, подверженные галлюцинациям[2], фанатики, поступавшие и говорившие в аффекте, в порыве обуревавших их страстей и тем не менее воображавшие, что поступают и говорят по наитию духа божьего. Или же это были обманщики, которые прикидывались пророками и, чтобы легче водить за нос темных и простых людей, хвалились, что действуют и говорят по наитию духа божьего[3], хотя отлично знали, что ими руководит не дух божий, а дух лжи и обмана. Не подлежит сомнению, что среди них действительно были люди того и другого склада. Точно так же как теперь можно встретить людей, изображающих из себя сумасшедших и полоумных, не будучи ими, так и в то время были люди, подделывавшиеся под пророков и с этой целью подражавшие тому, что обычно говорили и делали так называемые пророки. Поэтому, если бы теперь среди нас появились такие мнимые пророки и даже самые знаменитые из пророков того времени, их несомненно приняли бы у нас просто за людей, подверженных галлюцинациям, за фанатиков или, как я уже сказал, за обманщиков и шарлатанов, ищущих только дураков, способных пойти на их удочку. Любопытное зрелище представляли бы в наше время эти мнимые пророки, забавно было бы теперь слышать их возгласы: «Так говорит господь». Они были бы посмешищем для людей, и несомненно сами наши христопоклонники смеялись бы над ними и не могли бы отрицать, что среди так называемых пророков прошлого времени некоторые были просто фанатиками или людьми, страдающими галлюцинациями, или же шарлатанами, сознательно злоупотреблявшими именем и авторитетом бога, чтобы обмануть других и добиться таким путем какой-либо личной цели. Это, — говорю я, — не могли бы отрицать и наши христопоклонники, так как из их якобы святых и божественных книг явно следует, что среди народа израильского было много лжепророков, которые осмеливались выступать от имени бога и заявляли: «Так говорит господь», заявляли это с такой беззастенчивостью и уверенностью, словно бог действительно беседовал с ними и действительно вложил в их уста эти слова. Это явствует также из тех резких упреков, которыми осыпали друг друга эти ложные пророки; один упрекал другого, что он ложно говорит от имени бога[4], сам бог, — говорят они, — делал такие упреки. «И было ко мне слово господне, — говорит один из этих мнимых пророков, — обратилось (оно) ко мне и мне сказало: ступай, скажи пророкам израилевым, этим пророкам, которые самовольно выступают с пророчествами. Пойди и скажи: слушайте слово господне. Так говорит господь бог. Горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видят. Твои пророки, Израиль, как лисицы в пустынях[5] они видят пустое, угадывают и предвещают ложь, говорят: «господь сказал это», хотя господь вовсе не посылал их и вовсе не беседовал с ними; тем не менее они всегда упорствуют и обнадеживают, что ложь их сбудется. А посему, — говорит господь, — я наложу свою руку на этих пророков, видящих пустое и пророчествующих только ложь: в совете народа моего они не будут, и в список дома израилева они не впишутся и не будут иметь доли в наследии своих отцов, потому что они соблазняют мой народ, и вы узнаете таким образом, что я есмь господь бог[6]. Пророк и жрец, — говорил другой[7], — осквернились и развратились в своих нравах. Я нашел, — говорит господь,— зло, которое они творят в доме моем и среди моего народа[8], я не посылал их, они сами побежали, я не говорил им, а они пророчествовали[9]. Я видел, — продолжает он, — в пророках Самарии безумие: они пророчествуют именем Ваала и вводят таким образом в заблуждение мой народ Израиля[10]. А у пророков Иерусалима я видел (это все говорит бог устами этого пророка) нечестие подобно тому, как у прелюбодеев; они ходят во лжи, поддерживают злодеев, терпят непорядки и смуту[11]. Поэтому никто не исправляется от своих пороков и злых влечений, все они стали такими же порочными и развратными, как некогда жители Содома и Гоморры. Поэтому, — продолжает этот пророк, — бог говорит об этих дурных пророках: я накормлю их полынью и напою их желчью и погублю их, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось по всей земле[12].

А вот еще что, — согласно тому же пророку, — говорил бог его устами: пророки — сказал он, — ложно пророчествуют от моего имени, я не посылал их и не беседовал с ними, они возвещают только ложные видения, пустые предсказания и коварные обольщения их сердец. Вот почему господь говорит: эти пророки, пророчествующие от моего имени и не посланные мною, погибнут от меча и голода. Не слушайте своих пророков — говорил он[13], обращаясь к народу, — не слушайте своих гадателей, своих сновидцев, своих ясновидцев, они пророчествуют вам только ложь, ибо я не посылал их, — говорит бог. Они ложно пророчествуют от моего имени. Поэтому не слушайте их слов. Точно таким же образом он предостерегал их и в другом случае. Вот что, — по словам Иеремии, — говорит господь Саваоф, бог Израиля[14]; да не обольщают вас пророки ваши, и гадатели ваши, которые среди вас; не останавливайтесь попусту на снах, ибо они ложно пророчествуют от моего имени, я не посылал их. Наконец тот же пророк[15], оплакивая злосчастное разрушение Иерусалима, некоторым образом приписывает вину в его несчастьи этим лжепророкам. Пророки твои, — говорит он в своем Плаче, — вещали тебе ложные и сумасбродные видения, они внушали тебе ложные надежды и не раскрывали твоего беззакония, чтобы вызвать в тебе чувство раскаяния, которое, быть может, предотвратило бы твое несчастье. А Иисус Христос определенно сказал своим ученикам[16], что восстанут многие лжепророки и прельстят многих: они даже дадут столь великие знамения и чудеса, что в состоянии будут ввести и заблуждение, если возможно, и избранных. Поэтому он предупреждал их: берегитесь, чтобы не прельстили вас. Первые составители этих якобы божественных законов отлично знали, как легко прикрыться именем и авторитетом бога, чтобы импонировать таким образом невеждам и простым людям; они предвидели также, что после них не преминут явиться подобные им, которые пожелают поступать по их примеру и тоже будут выдавать себя за пророков господа. Поэтому они предписывали сурово карать тех, кто вздумает выдавать себя за пророков и выступать от имени бога против того, что [составители] сделали и установили. Так постановил архипророк евреев Моисей в своем законе, который считается данным от бога. Если восстанет среди вас[17] какой-нибудь пророк и заявит, что ему был сон или видение, или божественное откровение, чтобы увлечь вас на служение и поклонение иноземным богам и богам, которых вы не знаете, и если с целью убедить вас в истинности своих слов он предскажет вам какое-нибудь знамение или чудо, которое действительно наступит, как он вам предсказал, — вы тем не менее не верьте словам этого пророка, этого сновидца и ясновидца, ибо это ваш бог делает попущение, чтобы испытать вас и увидеть, действительно ли вы любите его от всего сердца. А пророка того или сновидца, или ясновидца вы предадите смерти, вы не пощадите его, не будете иметь к нему сострадания, каждый из вас тотчас бросит в него камень, и он будет убит на месте за то, что хотел отвратить вас от служения вашему богу.

А вот что говорит тот же закон, тот же Моисей в другом месте: господь, — говорит он, — воздвигнет тебе другого пророка, как я, из среды братьев твоих; Моисей имел в виду Иисуса Навина, своего преемника. Слушайте его, — сказал он им. А вот как он передаст слова, с которыми обратился к нему бог: я воздвигну им пророка из среды их братьев, такого, как ты; я вложу слова мои в уста его, и он будет говорить им то, что я ему повелю. А кто не послушает слов моих, которые этот пророк возвестит от моего имени[18], с того я взыщу. Но пророка, который дерзнет говорить от моего имени и говорить то, чего я не повелел ему говорить, или пророка, который будет говорить от имени другого бога, такого пророка предайте смерти. А вот что говорится в этих книгах о том, каким образом бог якобы говорил и давал узнать себя своим пророкам. Бог сошел в облачном столпе, стал у входа в скинию и позвал Аарона и его сестру Марию [Мариам]; он обратился к ним со следующими словами: Слушайте слова мои: если есть среди вас какой-либо пророк господень [в тексте: «пророки»], я откроюсь ему в видении и буду говорить с ним во сне; но не так с рабом моим Моисеем, который верен (мне) во всем доме моем, я говорю с ним устами к устам, и он видит меня действительно и явно, а не только в сумерках и видениях. Как же, — сказал он им, — вы не убоялись говорить против Моисея, раба моего![19] Таким образом, в ночном видении и сне он явился Аврааму[20], когда велел ему пойти из своей страны; в ночном видении и сне он явился Аврааму также тогда[21], когда велел ему пойти и принести в жертву сына своего Исаака. И наконец таким же образом он явился ему и говорил с ним, когда велел ему итти в Египет[22]. Точно таким же образом он говорил Натану и Самуилу[23]. Исайя сам называет эти пророчества видением[24]. Иеремия называет их ложными видениями и призрачными гаданиями[25]. Иезекииль, Даниил, Осия и все другие мнимые пророки называют свои пророчества видениями, бывшими у них чуть ли не только ночью во сне. Оттого и в книге Иова[26] сказано, что бог говорит в ночном видении, во сне; когда сон нисходит на людей и они дремлют на своем ложе, тогда он отверзает их уши и говорит с теми, кого желает наставить. А великий Павел, сосуд избрания, рассказывая о своем восхищении на небо[27], говорит, что не знает, было ли это в теле или в духе, говорит, что он был восхищен на небеса и при этом видел и слышал изумительные вещи, которые человеку не дано выразить словами. Что касается того, каким способом эти мнимые пророки получали свои мнимые видения и божественные откровения и вещали о них, то обычно делалось это в такой же манере, с таким же исступлением, с такими же ужимками и жестами, какие обычно видят у фанатиков. Жрецы или сивиллы, точно так же как все другие пророки и пророчицы язычников, делали предсказания и произносили прорицания[28] в порыве какого-то экстаза, прерывистым голосом и в резких конвульсиях, подобных судорогам одержимых. Точно так же обстояло дело и с большинством наших мнимых пророков: когда их охватывала эта мания пророчества, на них находило какое-то состояние неистовства, они делали несуразные и смешные жесты и движения, как настоящие фанатики. У нас есть явные примеры этого в лице Саула, первого царя евреев, и тех, которых он однажды послал схватить Давида: этот царь послал своих воинов схватить Давида, которого он намеревался повесить, но, когда увидели Давида с толпой пророков, пророчествовавших во главе с Самуилом, воинами, как рассказывается в священной истории, овладел дух господень, и они сами принялись пророчествовать, как и прочие; поэтому Саул вынужден был отправить других воинов, но с ними случилось то же самое. Тогда Саул пришел в великий гнев и решил отправиться сам, чтобы схватить того, кого он хотел повесить. Но, прибыв на место, где находился последний, Саул сам немедленно охвачен был духом господним, он сбросил свои одежды и стал ходить, как помешанный, и пророчествовать вместе с другими, затем бросился ниц совсем нагой и оставался в таком виде весь день и всю ночь. С той поры стали говорить, и это вошло в пословицу: как, Саул тоже пустился пророчествовать! «И Саул во пророцех!» Разве это не те же кошмары и призраки фанатиков, не те же телодвижения, не то же исступление? Разумеется, да; ибо только фанатикам свойственны такие сумасбродства, и если бы в наше время увидали нечто подобное, то никто не судил бы о них иначе. Итак эти стаи пророков были в действительности лишь стаями фанатиков.

Все приведенные выше примеры и свидетельства, — не говоря уже о ряде других подобных им, чтобы не слишком распространяться, — наглядно показывают, что все эти мнимые пророки на самом деле, как я сказал, были просто фанатиками, людьми, страдающими галлюцинациями, и злостными обманщиками, так как они сами называли свои мнимые пророчества видениями, а эти видения, во всяком случае большинство их, были лишь ночными видениями, призраками, иллюзиями, сновидениями. Оттого этих людей даже в то время называли сновидцами или сочинителями снов, как это явствует из приведенных мною примеров. Наконец это были только фанатики или люди, прикидывающиеся фанатиками, так как они говорили и поступали точно так же, как поступали бы фанатики, — это видно из тех же примеров. И наконец это были, во всяком случае в большинстве, только шарлатаны, так как столько их ложно пророчествовали от имени бога с целью обмануть темных и простых людей и сами они с такой резкостью обвиняли друг друга в этом надувательстве. Я говорю, что это были, во всяком случае большею частью, только шарлатаны и фанатики, потому что сами наши христопоклонники не могут отрицать, что лжепророков было гораздо больше, чем тех, которых они могут выдавать за истинных пророков. Ведь один из этих последних, а именно Илия[29] умертвил в один день 450 таких лжепророков, не считая тех, которых в свое время умертвили Ииуй и Иосия, тогда как наши христопоклонники с трудом насчитают за все время Моисеева закона две дюжины пророков, которых они находят истинными. Это показывает, что число лжепророков было несравненно больше, чем число пророков, выдаваемых за истинных. Что касается их взаимных резких упреков в самозванном пророчестве от имени божьего, то они на мой взгляд напоминают упрек, который чугунок делал котелку. (Voe tibi, voe nigre, dicebat cacabus ollae). Ибо ясно, как день, что и те и другие были в одинаковой степени лжепророками и обманщиками. А раз наши христопоклонники вынуждены признать, что большинство этих мнимых пророков и чуть ли не все они были в действительности только визионерами, фанатиками или шарлатанами, то теперь их, христопоклонников, дело доказать ясными, надежными и убедительными доводами и основаниями, что те, для которых они делают исключение, не были лжепророками, как другие, а действительно поступали по наитию от бога. Можно быть безусловно уверенным, что им не удастся доказать эго каким-либо действительным и серьезным аргументом.

Напротив, я докажу на основании серьезного рассуждения, что эти пророки были такими же лжепророками, как и другие. Вот мое доказательство: каждый пророк, который ссылается на наитие от бога, но предсказания которого не сбываются, а напротив, оказываются ложными, не есть настоящий пророк. Это действительная примета, и наши христопоклонники даже уверяют, что ее дал сам бог для распознавания лжепророков.

Вот какие слова они приписывают богу в его законе[30]: Пророка, который дерзнет говорить от моего имени и говорить то, что я не повелел ему говорить, предавайте смерти. А если вы скажете себе, как же мы узнаем, какое слово не принадлежит богу, то вот, — говорит бог, — по какому признаку вы это узнаете. Если пророк скажет что-нибудь[31] от моего имени и сказанное им от моего имени не сбудется, вы будете знать по этому признаку, что не господь говорил, а говорил пророк по дерзости и заносчивости. А у пророка Иеремии сказано[32], что если какой пророк предскажет от имени господа мир и слово его сбудется, то тогда будете знать, что он действительный пророк и действительно послан богом. Итак верный признак для распознавания лжепророков и предсказаний, ложно выдаваемых ими за сделанные от имени бога, есть то, что вещи, предсказываемые ими от его имени, не наступают, как они их предсказали.

На основании сказанного можно показать, что так называемые святые пророки в действительности являются только лжепророками, так как мы находим в них, т. е. в их писаниях и пророчествах, верный признак лжепророков: самое важное и главное из того, что они предсказывали от имени господа-бога в пользу их еврейского народа, не наступило согласно их предсказаниям, напротив — воочию видно, что все обратилось к их невыгоде и посрамлению. В доказательство стоит только привести слово в слово все то великое и преславное, что они напророчествовали своему народу, и сличить затем эти предсказания с тем, что последовало. Это наглядно покажет нам, верны ли их пророчества или ложны.

Во-первых Моисей, этот знаменитый Моисей, которого считают архипророком божиим и который на этом мнимом основании был главой и вождем еврейского народа, называвшего себя народом божиим, избранным народом, возлюбленным от бога, этот Моисей обещал и пророчествовал своему народу от имени бога, что он будет особо избранным от бога, что бог освятит и благословит его превыше всех народов земли и [пропущено в тексте: «даст ему»] в вечное владение страну ханаанеян и соседние области. Однако эти обетования и пророчества оказываются явно ложными, так как ни теперь, ни когда-либо прежде в этом народе не заметно было никакого особенного признака святости или особого избрания и особого покровительства божьего. Напротив, воочию видно, что этот народ в течение нескольких столетий лишен обладания теми землями и странами, которыми он должен был бы владеть во веки-вечные, если бы данные ему обетование и пророчество были действительными. Однако, действительны ли они или нет, народная масса, к которой они обращались, так полагалась на эти якобы божественные обещания и откровения, что в самом деле поверила, что евреи — единственный народ, избранный и возлюбленный богом. Поверив в это, она легко убедила себя, что у бога только и есть в голове, что забота об ее благополучии и счастьи и что за ней остаются все милости и благословение неба. Поэтому те, кто после Моисея были самыми рьяными ревнителями славы своего бога и соблюдения его мнимого закона, считали своим долгом поддерживать и даже укреплять в уме народа надежды, соответствующие столь великим и заманчивым обещаниям, и не переставали уверять народ, что бог исполнит свои обещания. Но, видя что бог все медлит с исполнением их, они догадались объяснять это тем, что народ сам своими пороками и дурным поведением сделал себя недостойным узреть исполнение столь прекрасных и щедрых обещаний, данных ему богом. Поэтому они принялись всячески разглагольствовать против пороков и дурного поведения народа и угрожали последнему и его дурным правителям страшными карами божьими, если они не опомнятся и не отступят от своих пороков. А чтобы придать больше веса и авторитета своим словам, они стали выступать в качестве пророков, причем как бы старались перещеголять друг друга выдумыванием откровений и чудесных пророчеств. С одной стороны, они расписывали временные наказания, которым бог подвергнет евреев за их пороки; с другой стороны, они размалевывали великие и чрезвычайные милости, которые ждут евреев у бога после того, как он достаточно покарает их и всецело и окончательно обратит к себе. В этих мнимых пророчествах определенно говорится, что бог сурово покарает их за пороки, отринет их от своей дружбы и отдаст их в жертву могуществу и неистовству их врагов, сокрушит их и уведет в позорный плен за пределы их страны и что они будут жалким образом рассеяны среди чужих народов. Но в этих же пророчествах особо говорится также, что после этого бог смягчит свой гнев против еврейского народа и обрушит все свое отмщение на тех, которые угнетали этот народ. Говорится, что бог вернет ему свою дружбу и благоволение во внимание к вечному союзу, который он заключил с ним и его потомством, и будет после этого осыпать его своими милостями и благословениями, как никогда прежде. Для этого, — говорится в пророчествах, — он пошлет ему могучего избавителя, который освободит его из плена, очистит его от грехов, соберет всех рассеянных и вернет их во славе во владение всеми их землями и странами. Там евреи будут жить в постоянном мире и безопасности и наслаждаться обилием всяческих благ и счастьем, будут обеспечены от страха вражеского нашествия. В довершение, все прочие народы будут приходить и охотно воздавать им честь, радостно признавать и почитать величие их бога и приносить ему в его храме жертвы, как предписано законом. Все эти прекрасные и заманчивые обещания оказываются явно ложными.

Вот в подлинных выражениях эти замечательные пророчества или, по крайней мере, часть их, так как было бы слишком долго приводить все эти пророчества.

Господь полон милосердия, — говорит пророк царь Давид[33], — он сам искупит Израиля от всех его беззаконий[34]. Дела бога — только справедливость и истина: он пошлет искупление своему народу, и союз его с последним будет существовать вечно. Да возрадуются небо и земля, — говорит он еще[35], — да возрадуются поля, пусть деревья и даже леса прыгают от радости, потому что грядет господь и грядет для того, чтобы управлять землей, он будет управлять всеми народами по справедливости и правде. Все вы, боящиеся господа, восхвалите его, — говорит этот пророк, — а ты, народ Израиля, превозноси его. Все народы на земле, — говорит он[36], — обратятся к господу и будут всюду поклоняться его божественному величию, потому что господь есть царь всех царей и подчинит всех своим законам.

Господь, — говорит пророк Исайя[37], — поднимет знамя среди народов[38] и соберет со всех сторон рассеянных сынов Израиля, и враги их погибнут. Это уже задолго до Исайи было предсказано самим Моисеем. Вот, что говорил Моисей народу израильскому: когда господь покинет тебя и отдаст во власть твоих врагов за грехи твои и рассеет тебя среди других народов за злые дела твои, он все же водворит тебя обратно в страну отцов твоих, и ты будешь владеть ею в благословении и мире; господь умножит твое потомство больше, чем умножил его у твоих отцов, он подвергнет обрезанию твое сердце и сердце твоих потомков, дабы ты возлюбил его всем сердцем и всею душою, он снимет с тебя все проклятия и обрушит их на твоих врагов и на тех, которые ненавидят тебя и преследовали тебя, ты возвратишься к господу-богу твоему, будешь послушен его слову, и он пошлет тебе в изобилии все блага; он благословит труды рук твоих, он благословит плод чрева твоего и плод твоего скота и плоды твоей земли, ты будешь собирать их в изобилии, ибо возрадуется господь, и будет ему приятно осыпать тебя благами всякого рода. Вот какие радужные и прекрасные обещания давал Моисей народу израильскому от имени бога. По этому образцу выступали все прочие пророки последующих времен.

Вот слово, — говорит один из этих мнимых пророков, — вот слово, которое было в видении к Исайе, сыну Амосову, о Иуде[39] и Иерусалиме (другими словами: о всем еврейском народе, который был народом Израиля)[40]. И будет в последний день, гора дома господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору господню, в дом бога Иаковлева, и научит он нас своим путям, и будем ходить по стезям его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово господне, — из Иерусалима. И будет он управлять народами[41] и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы, не поднимет народ на народ меча, они не будут более предаваться войне. И унижена будет гордыня людей, поднявшиеся будут унижены, один господь будет хвалим и превозносим, а что касается идолов, — они будут полностью уничтожены[42]. Да возвеселятся те, которые считают себя покинутыми, — говорит тот же пророк, — пусть мужаются слабые, пусть ободрятся робкие, пусть не боятся ничего. Ибо вот ваш бог, который отмстит всем вашим врагам. Бог придет сам и освободит вас, он поведет вас прямой и верной дорогой, где не будет ничего опасного для вас, и все, искупленные господом, придут в Сион благополучно и радостно, печаль и воздыхание не будут более удручать их, они будут вечно пребывать в веселии[43]. Все эти прекрасные и великолепные обещания и пророчества оказываются явно ложными.

Утешься, утешься, народ мой, — говорит бог устами того же пророка, — утешься; скажите Иерусалиму, что наказание его закончено, что неправды его прощены ему и что бог взыскал двойное возмездие за грехи его. Возвысьте с силой голос свой, возвестите городам Иудеи добрые вести. Скажите[44]: вот господь, он грядет с силой и мощью и приносит с собой свои награды, он защитит свой народ, как пастух защищает свое стадо. Он сам понесет его в своем лоне.

Израиль, — говорит тот же пророк, — будет спасен спасением вечным и никогда впредь не будет подвергаться позору и посрамлению, которому он подвергся[45]. Восстань, восстань, облекись в силы твои, Иерусалим, город святый, облекись в свои праздничные одежды, потому что отныне не войдут уже к вам необрезанные и нечистые. Ты испил чашу моего гнева, осушил ее до дна, но отныне ты не будешь больше пить из нее[46].

Я сам, я сам, — говорит бог, — заглаживаю грехи твои; я заглажу их ради себя самого и грехов твоих не помяну, сделаю так ради себя самого; я не потерплю хулы имени моего и не отдам своей славы другому[47].

Возрадуйся, бесплодная, предавайся веселью и пой ликующие песни, ты, которая была оставлена; ибо дети твои будут многочисленнее, чем дети той, которая не была оставлена. Не бойся, ибо ты не будешь больше посрамлена, не бойся, ибо господь-бог, искупитель твой и бог всей земли, будет царствовать среди вас. Он покинул тебя на короткое время, но воспримет тебя с великим милосердием; он скрылся от тебя и явил тебе свой гнев в продолжение малого времени, но он вечно будет иметь сострадание к тебе. Ибо точно так же, как он поклялся Ною не посылать более потопа на землю, он поклялся также, что не воспылает больше гневом против тебя и не будет карать тебя. Горы и холмы могут поколебаться и сдвинуться с места, но милость божья не отступит от тебя, и союз его с тобой будет прочен, — говорит бог, сострадающий к тебе. Стены этих городов будут построены из яшмы и сапфира и всякого рода драгоценных камней, все дети твои будут научены самим богом, правда будет основой твоих законов, ты не будешь бояться угнетения и клеветы, всякий страх будет далек от тебя[48].

Восстань, Иерусалим, и воссияй, ибо приходит свет твой, и слава господня взойдет над тобой. Тьма покроет землю и мрак народы: а над тобою воссияет господь, и слава его явится над тобою. Народы будут ступать только при свете твоего сияния, и сами цари будут следовать только лучам твоего блеска. Возведи очи твои и посмотри, как все народы собираются вокруг тебя, чтобы служить тебе. Сыновья и дочери твои придут издалека; ты возликуешь, когда увидишь, что все морские сокровища придут к тебе. Ты увидишь, как придет к тебе множество верблюдов и дромадеров из страны Мадиама и Эфы, а также все из Савы, чтобы поклониться тебе и принести тебе золото и благовония и возвестить славу господа, бога твоего. Иноземцы будут строить стены твои, и цари их поступят к тебе на службу. И будут всегда открыты ворота твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы привести к тебе все силы народов, и цари их тоже будут приведены; ибо всякий народ и всякое царство, которые не будут служить вам, погибнут. Дети угнетавших тебя придут к тебе с покорностью и назовут тебя городом господа, городом святого Израиля; и за то, что ты был покинут и ненавидим, так что никто не проходил через тебя, господь поставит тебя на вечной высоте, в постоянной радости из поколения в поколение, и ты увидишь из этого, что господь спас тебя и что он твой искупитель. По воле его будет тебе доставляться золото вместо меди, серебро вместо железа, медь вместо дерева и железо вместо камня. Он утвердит правду и мир в твоей среде и среди правителей твоих, так что уже не слышно будет о насилии и об угнетении, а будет речь только о хвале, спасении, мире и благословениях. Ты не будешь уже нуждаться в солнечном освещении днем и в лунном свете ночью, потому что господь будет твоим светом и вечной славой твоей; таким образом, солнце твое больше не зайдет, и луна твоя не сокроется, господь будет тебе вечным светом, и кончатся дни сетования твоего. Народ твой весь будет праведный, навеки будет владеть землей, он будет, как отрасль насаждения божьего, как дело рук божьих. Самый малый среди вас вырастет и расплодится тысячами, самый слабый станет как могущественный народ[49]. Все эти прекрасные и великолепные обещания и пророчества оказываются явно ложными.

Все цари и все народы на земле, — говорит тот же пророк, — узрят славу Иерусалима, когда спаситель его освободит его, и тогда назовут его новым именем, которое нарочито нарекут уста господа, он будет, как венец славы в руках господа и как царская диадема на длани бога своего, его не будут более называть оставленным, а землю его — пустынею, а будут называть его благоволением господа, потому что он будет нравиться господу. Ибо господь поклялся своей десницей и силой своей мышцы, что не даст более пшеницы твоей[50] врагам в пищу, не даст иноземцам пить вино твое, а будут есть ее, восхваляя господа, те, кто собирал ее, и пить его во дворах святилища божьего те, кто растил его[51].

Вот, — говорит еще бог устами того же пророка, — я сотворю новое небо и новую землю, и прежние вещи будут забыты; вы навеки будете радоваться и веселиться над тем, что я сотворю. Я сотворю Иерусалим, чтобы он был одной радостью и жизнь народа его сплошным веселием. Я сам, — говорит бог, — возрадуюсь Иерусалиму и народу его, и не слышно будет уже среди него плача и стенаний, они будут строить дома и жить в них, будут насаждать виноградники и вкушать плоды их; нельзя будет уже сказать, что дома будут строить одни, а жить в них будут другие, что одни посадят виноградинки, а плоды их будут вкушать другие, ибо дни моего народа будут, как дни деревьев, и избранники мои узрят, как приходят в старость труды их рук; они не будут более трудиться понапрасну и рожать детей на горе, ибо будут семенем, благословенным от господа; они и потомство их — я услышу их еще прежде, чем они воззовут ко мне. Волк и ягненок будут пастись вместе, лев и бык будут мирно есть солому, а для змия прах будет пищей, они не будут причинять друг другу никакого зла, и на всей святой горе моей не будет речи об убиении какого-либо животного[52]. Все эти прекрасные и великолепные обещания и пророчества оказываются явно ложными. И Иисус Христос говорил своим ученикам, что они восплачут и возрыдают, когда мир возрадуется[53], и что их будут преследовать и предавать смерти[54]; это совершенно противоречит всем вышеприведенным велеречивым обещаниям.

Возвеселитесь с Иерусалимом, — говорит еще тот же пророк, — возрадуйтесь вместе с ним все вы, любящие его, возвеселитесь все, пребывающие в печали и горе, да вкусите вы сладости господа и насытитесь от сосцев утешений его. Ибо так говорит господь: я направлю к нему реку мира, и слава народов придет к нему, как разливающийся поток; я буду ласкать вас, чтобы утешить вас так, как мать ласкает своего ребенка, чтобы успокоить его. Ибо вы будете утешены в Иерусалиме, вы увидите это. Ваше сердце возрадуется, ибо мощь господа обнаружится перед его слугами, осыпая их всякого рода благами, но врагам его она даст чувствовать силу его гнева[55]. Рабы мои будут есть, а вы будете голодать, рабы мои будут пить, а вы — томиться жаждой; рабы мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа[56].

В то время, — говорит бог через пророка Иеремию, — когда вы расплодитесь и размножитесь на земле, я дам вам пастырей, которые будут пасти вас со знанием и благоразумием; в то время назовут Иерусалим престолом господа, и все народы соберутся к нему во имя господа, который пребывает в Иерусалиме, и не будут более следовать дурным влечениям своего сердца[57]. Вот наступают дни, — говорит господь, — когда я обращу мой народ Израиля и Иуды, приведу их опять в ту землю, которую я дал отцам их, и они будут владеть ею. В этот день, — говорит господь Саваоф [господь воинств], — я сокрушу их иго и разорву их узы, которые держали их в неволе; они не будут более под властью чужеземцев, а будут служить только господу и Давиду, царю их, которого я им восстановлю. И вот, народ мой Иуды, и ты, народ мой Израиля, не бойся и не страшись, ибо я выведу вас и ваше потомство из стран, где вы находитесь в плену. Иаков возвратится и будет жить спокойно и в мире, он будет в изобилии наслаждаться всякого рода благами, и никто не устрашит его, они будут моим народом, и я буду их богом[58].

Вот что говорит господь по словам того же пророка: Возрадуйтесь, ибо господь готов освободить свой народ. Он их соберет со всех концов земли и они придут с радостью и хвалой владеть благами, которые господь предоставит им в изобилии: пшеницей, вином, елеем и множеством крупного и мелкого скота. Их душа насладится всем этим вдоволь. Они не будут больше страдать от голода. Я напитаю душу священнослужителей туком до упоения, и мой народ будет осыпан благами[59].

В те дни, — говорит бог, — я заселю дом Израиля и Иуды людьми и животными, и, как я наблюдал за ними, карая, сокрушая и искореняя, так я буду блюсти над ними, чтобы восстановить их. В те дни уже не будут говорить: отцы ели кислые плоды, а у детей от этого на зубах оскомина; но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие. Вот наступают дни, — говорит господь, — когда я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет, не такой завет, какой я заключил с отцами их в тот день, когда я вывел их из Египта, завет, который они не соблюли. Но вот завет, который я заключу с ними, — говорит господь: я вложу закон мой в их сердца, я напишу его в сердце их, и буду я их богом, а они — народом моим. И уж не надобно будет одному учить другого, своего ближнего, брату поучать брата и говорить: познайте господа, ибо все они будут знать меня, от самого малого среди них до самого большого: потому что я прощу беззакония их и не буду более поминать их грехов. Скорее погибнут все народы на земле, чем потомство Израиля будет терпеть какую-либо нужду перед мной[60].

Так говорит господь: вы говорите, что этот город (он имеет в виду Иерусалим) будет предан в руки царя Вавилонского и что жители погибнут от голода, меча и моровой язвы. И вот, я соберу их из всех стран, в которых я рассеял их в гневе своем, я возвращу их на место сие и устрою им здесь безопасное житие, они будут моим народом, а я буду их богом; я дам им одно сердце, я поведу их по одному пути, дабы они всегда боялись меня, а я благодетельствовал им и детям их после них. Я заключу с ними вечный завет, что не перестану благотворить им. Я вложу в сердце их страх передо мною, чтобы они не отступали от меня. И буду радоваться на них, благотворя им, я водворю их в этой стране, [сделаю это] от всего сердца моего и от всей души моей — так говорит господь, — ибо, как я навел на этот народ все то зло, которое он претерпевает, так я наведу на них все то благо, которое я им обещаю[61].

Так говорит господь, бог Израиля, домам этого города, которые разрушены: я закрою их раны и дам им полное исцеление, я буду им обилием мира и истины, и возвращу Иуду и Израиля из плена и водворю их так, как они жили прежде; я очищу их от всего нечестия, которым они грешили предо мною, я прощу им все беззакония их[62].

Так говорит господь, — вещает пророк Иезекииль[63]: — когда я соберу дом Израиля ото всех народов, среди которых я рассеял их, я явлю в них святость мою перед глазами всех племен, и они будут жить на земле, которую я дал рабу моему Иакову; они будут жить на ней в безопасности, построят там дома, насадят виноградники и будут жить в безопасности, потому что я произвел суд свой над теми, которые угнетали их, и они узнают, что я господь вечный и их бог.

Так говорит господь: я спасу стадо мое, так что оно уже не будет расхищаемо, я изгоню из их страны все виды хищных зверей, так что будут жить в безопасности в пустынных местах и спать в безопасности в лесах. Они не будут более добычей иноземных народов. Звери земные не будут причинять им никакого вреда, и никто не будет пугать их. Так говорит господь дому Израиля: я освящу великое имя мое, которое вы обесславили среди народов, и узнают эти народы, что я — господь, когда явлю на вас святость мою перед глазами их. И возьму вас из народов и соберу вас из всех стран и приведу вас в землю вашу; и окроплю вас чистою водою, и вы будете очищены, я очищу вас от всех скверн ваших и от всех ваших богов навозных, и дам вам сердце новое и вложу в него новый дух, и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти, я вложу в вас дух мой и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях моих и выполнять их. И будете жить на земле, которую я дал отцам вашим, и будете таким образом моим народом, а я буду вашим богом. И освобожу вас от всех неправд ваших, умножу плоды на деревьях ваших и жатву ваших полей, чтобы впредь не терпеть вам поношения среди народов из-за голода[64].

Все эти прекрасные и велеречивые обещания и пророчества оказываются явно ложными.

Так говорит господь: возвращу Иакова из плена и помилую весь дом Израиля и возревную по славе святого имени моего. Когда они понесут весь позор и всю кару за свои беззакония, я возвращу их из народов и соберу их из земель врагов их. И явлю в них святость мою перед глазами многих народов, и не буду более скрывать от них лица моего, потому что я изолью дух мой на весь дом Израиля, — говорит бог.

Так говорит господь: я возьму сынов Израиля из среды народов, к которым они пошли, соберу их со всех сторон и приведу их в землю их. Они будут уже только одним народом, и один царь будет царем у всех них, они не будут более двумя народами и не будут впредь разделяться на два царства. Они не будут более осквернять себя ни идолослужением, ни своими мерзостями и беззакониями, ибо я избавлю их от их беззаконий и очищу их от всех их скверн. Они будут моим народом, а я буду их богом. Они будут ходить в заповедях моих и верно соблюдать мои уставы. Они будут постоянно жить, они и дети их, на земле, которую я дал рабу моему Иакову. И заключу с ними завет мира и завет, который будет вечным, потому что я умножу их и поставлю свое святилище среди них, чтобы быть там вечно, и дабы знали народы, что я бог, который святит Израиля[65].

Вот наступают дни, — говорит господь, — и восстановлю отпрыск семени Давида, это будет праведный отпрыск, он будет царствовать как царь, он будет мудр и будет вершить суд и правду на земле. В эти дни Иуда спасется, и Израиль будет в безопасности, и вот имя этого праведного отпрыска, его будут называть: господь, оправдание наше[66].

Во дни тех царей, — говорит пророк Даниил, — подразумевается: после царей вавилонских, о которых он говорил, — бог небес воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу, таким образом оно сокрушит и поглотит все другие царства, а само будет стоять вечно. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых всевышнего, и царство этого народа будет царством вечным, все цари будут служить и повиноваться ему. Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы положить конец беззаконию, положить конец греху, загладить кривду, ввести справедливость и вечное царство ее[67].

Сыны Израиля, — говорит пророк Осия, — будут долгое время оставаться без царей, без управления, без жертвоприношений, без жертвенников, без эфода и терафима. Но после этого сыны Израиля вернутся к господу богу своему и убоятся могущества его в последний день[68]. И заключу, — говорит господь, — в то время союз с полевыми зверями, с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле. Я разобью лук и меч, я положу конец войне и дам им спать в безопасности. В тот день, — говорит господь, — я услышу небо, и небо услышит землю, и земля произведет пшеницу, вино и елей, я помилую непомилованную и назову моим народом тот, который не был моим народом[69].

Все эти прекрасные и велеречивые обещания и пророчества оказываются явно ложными.

Господь, — говорит пророк Иоиль, — возревновал к земле и тронут состраданием к своему народу, он сказал своему народу: вот, ниспошлю вам пшеницу, вино и елей, и вы будете насыщены ими, и более не отдам вас на поругание народов. Вот в те дни и время, — говорит господь, — я возвращу из плена Иуду и Израиля, я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу суд над ними за народ мой и наследие мое, Израиля, которого они рассеяли между народами, а о народе моем бросали жребий. Вы взяли мое золото и серебро, — говорит он врагам народа, — вы унесли в капища свои самые драгоценные и лучшие мои вещи и продавали сынов Иуды и сынов Иерусалима, чтобы удалить их из их страны. Но вот я подниму их с того места, куда они были отправлены, после того как были проданы вами, и отомщу вам за такое обращение с ними, я продам ваших сыновей и дочерей сынам Иуды, которые продадут их другим, более отдаленным народам, ибо господь [так] сказал. Провозгласите во всеуслышание среди народов, готовьте войну, возбуждайте храбрых, пусть приготовятся и выступят все ратоборцы, перекуйте орала ваши на мечи и серпы на копья, слабый пусть говорит: я силен, ибо возгремит господь с Сиона и грянет глас его из Иерусалима, содрогнутся небо и земля, и будет бог надеждой и силой сынов Израиля. Тогда вы узнаете, что я господь, обитающий на Сионе, величественной горе, и не будут уже иноплеменники проходить через него [Иерусалим]. И будет в то время: горы будут источать сладость вин, с холмов потекут молоко и сливки, воды живительно потекут во всех ручьях земли Иуды, и из дома господня забьет источник, который оросит потоки терний, Египет превратится в пустыню, и Едем станет пустыней гибели за то зло, которое они несправедливо учиняли сынам Иуды, а Иудея будет заселена вечно, и Иерусалим будет существовать из рода в род, ибо я смою пятна их крови, которые еще не смыл, и господь будет обитать на Сионе[70].

Вот, — говорит бог у пророка Амоса, — наступит время, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград застанет сеятеля, горы будут источать сладость вин, и все холмы будут возделаны. И возвращу из плена всех тех из народа моего, которые были уведены в плен, они отстроят свои развалившиеся дома, насадят виноградники и будут пить вино из них, они разведут сады и будут собирать и есть плоды из них. Ибо я водворю их на землях их, и не будут они более изгоняемы оттуда, — говорит господь бог[71].

Спасение будет на горе Синае [это есть Иерусалим], она будет святыней, и дом Иакова будет владеть теми, которые держали в плену его сынов, и дом Иакова будет, как огонь, а дом Иуды, как пламя, которые пожрут их врагов, как огонь пожирает солому[72].

Я соберу весь дом Иакова, соберу полностью остатки Израиля и соединю их, как стадо в овечьем загоне, они составят толпу в своем многолюдстве. Перед ними пойдет их вождь, чтобы проложить им путь, они сокрушат все преграды на своем пути, и сам господь будет во главе их. И будет в последние дни: гора дома господня будет поставлена во главу гор и возвысится над всеми холмами; и потекут к ней толпою народы, поспешат туда многие народы и скажут: пойдем, взойдем на гору господню и в дом бога Иакова, он научит нас путям своим, и будем ходить по стезям его; ибо от Сиона выйдет закон и слово господне от Иерусалима. И будет он править[73] многими народами и обличит многие сильные племена вплоть до отдаленных стран, и перекуют они свои мечи на орала и свои копья на серпы, не поднимет больше один народ на другой меча и не будут больше воевать между собой, а каждый будет сладостно отдыхать под своей виноградной лозой и под смоковницей своей, и никто уже не будет приводить их в страх и трепет, ибо уста господа изрекли [это][74].

Все эти прекрасные и велеречивые обещания и пророчества оказываются явно ложными.

И будет остаток дома Иакова, — говорит тот же пророк, — среди народов, как роса от господа, как легкий дождь, падающий на траву, когда этого не ожидают. И будет остаток Иакова среди племен и народов, как лев среди зверей лесных и как львенок среди стада овец, который растерзает все, что ему попадется на пути: ибо они будут преследовать своих противников и никто из врагов не спасется. Я истреблю, — говорит бог, — всех истуканов и устраню из среды твоей все изваянные кумиры, и ты не будешь более простираться ниц перед изделиями рук своих. Кто подобен тебе, господи, тебе, удаляющему беззакония и изглаживающему грехи остатка твоего наследия. Он не будет больше карать вас в своем гневе, потому что хочет оказать вам милосердие, он смилуется над вами, он сбросит ваши беззакония и ввергнет грехи ваши в пучину морскую, он сохранит верность своим обещаниям, как он поклялся отцам вашим[75].

Вот, — говорит пророк Наум, — вот стопы благовестника, возвещающего нам мир. Празднуй, народ Иуды, празднуй в веселии праздники твои, торжественно воссылай обеты и хвалу богу: ибо он не потерпит более, чтобы нечестивые проходили среди вас, они все погибнут[76].

Остатки народа Израиля не будут более делать неправды, — говорит пророк Софония, — не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, они отдохнут и будут пастись в мире; никто не посмеет более потревожить их. Ликуйте, дщери Сиона, торжествуйте, дщери Израиля, радуйтесь от всего сердца, прыгайте от радости, дщери Иерусалима, ибо господь отменил суровые приговоры над вами, он рассеял всех ваших врагов, вам не придется уже бояться какого-либо зла в будущем, господь, бог всемогущий среди вас, чтобы спасти вас, он возрадуется вам, будет милостив к вам и даст вам торжество и радость[77].

Хвалите господа, — говорит пророк Захария, — ликуйте и веселитесь, дщери Сиона, ибо господь придет и поселится среди вас. И прибегнут к господу многие народы в тот день, они будут его народом, и он поселится среди вас, он освятит Иерусалим, чтобы поселиться там. Ликуйте, дщери Сиона, хвалите господа, дщери Иерусалима, потому что к вам грядет царь праведный и спаситель ваш, хотя кроткий и сидящий на ослице (это совершенно невпопад прибавлено кем-то); он уничтожит войны и будет говорить народам только о мире, владычество его будет от моря до моря и от рек до конца земли. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина к морю западному, летом и зимой так будет, и господь будет царем над всей землей, и имя его точно так же будет повсюду. Вся земля обратится к господу, они [люди] будут жить на ней мирно, не будет более проклятий, и Иерусалим будет в безопасности[78].

Так говорит господь: я сам спасу народ мой из стран востока и запада, я приведу их, и будут сии жить в Иерусалиме и будут моим народом, и я буду их богом, в истине и правде. Мужайтесь и крепитесь, вы, слышащие слова сии из уст пророков; я не поступлю уже, как прежде, когда не было возмездия для людей, а также для животных, не было покоя для уходящих и приходящих, и каждый был в страхе и тревоге, когда я попускал всякого человека враждовать против другого. Так более не будет, я всюду посею семя мира для моего народа. Виноградная лоза даст плод свой, земля даст злаки свои, и, как я был горяч в покарании их [людей], когда я был в гневе, так я буду теперь ревностен в оказании им добра. Как вы были [прежде] под проклятием, так вы будете [теперь] под благословением. Поэтому мужайтесь, дом Иуды и дом Израиля, крепитесь и не бойтесь[79].

Все эти прекрасные и велеречивые обещания и пророчества оказываются явно ложными.

Вот что говорят эти же мнимые пророчества об обещанном им избавителе и спасителе.

Так говорит господь, — вещает пророк Натан царю Давиду: когда окончатся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, я воздвигну семя твое после тебя и укреплю царство его. Это он построит мне дом, и я установлю престол его и царство его до конца веков. Я буду заменять ему отца, а он будет заменять мне сына; если он сделает что-нибудь нехорошее, я исправлю его, но я не отниму у него своего милосердия, как я поступил с Саулом, он будет верен в доме моем, его престол будет всегда стоять твердым и царство его будет вечно[80].

Я поклялся Давиду святостью своей и не обману (его). Семя его будет вечно существовать предо мной, как яркое солнце и полная луна[81]. Господь будет править всей землей, даст державу своему царю и вознесет могущество сына своего Христа[82]. Он сохранит своих святых и своих избранников, тогда как нечестивые будут в смущении и во тьме. Господь дарует царство сыну царя, то-есть Соломону, сыну царя Давида, который является образом Христа. Он спасет бедных и унизит грешников, он будет царствовать во всех поколениях, пока будут существовать солнце и луна. С ним начнется царство правды, и будет мир обильный, пока будет существовать луна. Владычество его будет от моря до моря и от реки до краев мира. Придут эфиопляне поклониться ему, и все враги принуждены будут лизать землю. Цари Тарса и островов придут и преподнесут ему свои дары. Цари Аравии и Савы тоже принесут ему дары. Все цари земли будут поклоняться ему, все народы будут служить ему, и вся земля будет преисполнена блеском его величества[83].

Обнажил бог мышцу свою на глазах у всех народов, и со всех концов земли увидят спасение у вашего бога. Господь послал искупление своему народу, он заключил свой союз навеки и во все времена будет помнить завет святого закона своего[84].

Младенец родился нам, — говорит пророк Исайя, — сын дан нам, владычество на раменах его, и нарекут ему имя: чудный, водитель, бог крепкий и могучий, отец грядущего века, князь мира. Владычество его будет всегда умножаться, и не будет конца миру. Он будет восседать на престоле Давида, он будет царствовать в его царстве, чтобы утвердить и укрепить его судом и правдой отныне и навеки, это соделает ревность господа[85].

И произойдет отрасль от корня Иессеева (это был отец царя Давида), почиет на нем дух господень, дух премудрости, дух разума, дух совета и крепости, дух знания и страха божия. Он будет судить не по взгляду очей своих и не по слуху ушей своих, а будет судить по справедливости и истине. Правда будет препоясанием чресл его и истина препоясанием бедер его. Волк будет жить вместе с ягненком, леопард будет лежать вместе с козленком, теленок и единорог и другой откармливаемый скот будут вместе, так что малое дитя будет водить их... не будут делать зла и вреда на всей святой горе моей[86].

Все эти прекрасные и чудесные обещания и пророчества оказываются явно ложными.

Вот наступят дни, — говорит господь, — и возвращу Давиду отрасль праведную, которая будет царить как царь и как царь мудрый и будет творить суд и правду на земле. В те же дни Иуда будет спасен, Израиль будет жить в безопасности. И нарекут ему имя, он будет называться: господь — правда наша[87]. Ибо я соберу остатки своего стада изо всех стран, куда я их изгнал, я верну их в их земли, они будут там расти и умножаться, я дам им пастырей, которые будут пасти их, им нечего будет бояться более, и ни один из них не погибнет.

Вот наступят дни, — говорит господь, — когда я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израиля и доме Иуды. В эти дни и в это время я возвращу семя справедливости Давиду, который будет творить суд и правду на земле. В эти дни Иуда будет избавлен, и Иерусалим будет жить в безопасности. И нарекут ему имя: господь — наша правда. Ибо так говорит господь: не будет у потомства Давида недостатка в том, чтобы всегда был у него муж, царствующий на престоле дома Израилева. Не иссякнут также священники и левиты, они всегда найдутся, чтобы приносить мне всесожжения, воскурения и жертвы во все дни[88]. Я спасу народ мой, так что он не будет более добычей других, я воздвигну пастыря для овец моих, который будет пасти их, а именно раба моего Давида, он будет их пастырем, а я буду их богом, и мой раб Давид будет их князем. И заключу с ними договор и удалю с земли всех лютых зверей, так что люди будут безопасно жить в пустынях и безопасно спать в лесах[89].

Это будет скоро, я сотрясу небо и землю, море и сушу, и сотрясу все народы, дабы пришел желанный у всех народов, и наполню дом сей славой, и слава этого дома будет больше, чем слава первого [то-есть храма господнего]; и на месте сем я дам мир, — говорит господь Саваоф[90].

Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратья твои, ибо это люди мудрые и разумные. Вот я привожу раба моего. Вот человек, имя которого будет восток[91], он воздвигнет храм господу, и сам он будет полон величия, он будет восседать и владычествовать на своем престоле, будет там и священник его[92], восседающий на своем престоле, и совет мира будет между тем и другим. Ликуйте, дщери Сиона, ликуйте, дщери Иерусалима, потому что вот грядет к вам царь, праведный царь, он будет вашим спасителем, будет беден и сидеть на осле; тем не менее он уничтожит войны и будет возвещать народам мир, и владычество его будет от моря до моря и от реки до краев земли[93].

Вот, я посылаю ангела моего, и внезапно господь, которого вы ищете, придет в храм свой вместе с ангелом завета, которого вы желаете. Кто выдержит день пришествия его? И кто в состоянии будет существовать, когда он уйдет[94]?

Ибо он воссядет, как тот, кто переплавляет и очищает серебро, он очистит сынов Леви; он очистит их, как золото и серебро, и они принесут во всей правде и святости жертвы господу. Тогда приятна будет господу жертва Иуды и Иерусалима, как в первые века и в древнее время[95].

Все эти прекрасные и велеречивые обещания и пророчества оказываются явно ложными.

Я скоро сотворю правду, спасение мое не замедлит, спасение мое будет [дано] на Сионе и в Иерусалиме, который есть престол моей славы[96]. Так говорит господь: уничтожу эту поговорку[97], и не будут уже больше употреблять такой поговорки у Израиля. Вы говорите, что до исполнения обещаний должно пройти много времени, что дни идут за днями, а время все тянется, что наконец пророчества и обещания окажутся пустыми и сойдут на-нет. Вы больше не будете говорить так, потому что близки дни исполнения моих обещаний, они не замедлят. Ибо отныне уже не будет пустых видений, ни одного ложного пророчества среди детей Израиля. Ибо я сам, господь, говорю, и каждое слово, которое я говорю, исполнится и не будет более отложено; и даже еще в ваши дни я исполню свои обещания, вы, маловеры! — говорит господь[98].

Вот несомненно весьма ясные и четкие пророчества и обещания, очень красноречивые и как нельзя более лестные и выгодные для народа Израиля, то есть для еврейского народа, и для города Иерусалима, который был столицей. И если бы эти обещания и пророчества оказались действительно верными и осуществились бы, то уже давно народ или нация еврейская были бы и оставались бы поныне не только самым многочисленным народом, самым сильным и могучим из всех народов на земле, это был бы также самый богатый из всех народов, самый прославленный, самый благословенный, самый счастливый и самый торжествующий.

Он был бы также самым мудрым, самым совершенным, самым святым и самым безупречным из всех народов, так как состоял бы только из чистых и святых людей, среди них не было бы ни одного нечистого, никто из них не совершал бы неправды и несправедливости, никто из них не вредил бы своему ближнему, и — даже более того — никто из них не позволял бы себе обмана. Точно так же, если бы эти обещания и пророчества оказались действительно верными и осуществились, город Иерусалим был бы уже давно и теперь и навсегда самым знаменитым, самым прекрасным, самым великим, самым богатым, самым приятным, самым прославленным, самым торжествующим, самым счастливым и самым святым из всех городов мира, так как сам бог избрал его, чтобы утвердить здесь на веки-вечные престол своей славы и святости, и ничто нечистое и оскверненное не могло бы войти в него и со всех сторон мира к нему должны были бы стекаться в изобилии всякого рода блага и богатства.

Но, поскольку несомненно и очевидно, что эти обещания и мнимые пророчества никоим образом не осуществились, и нет даже никакой уверенности, что они должны были бы когда-либо исполниться, постольку также несомненно и очевидно, что они являются ложными и что следовательно те, кто их сочинил и придумал, повторяю, просто люди, видевшие призраки, и фанатики, говорившие только в аффекте толкавшей их страсти, или же шарлатаны, которым надо было таким образом отвлечь внимание народа и импонировать ему, чтобы обмануть его и водить его за нос.


[1] Второе послание Петра, 1:19, 21.

[2] Viri illusores — люди иллюзий, — как сказал один из этих мнимых пророков.

[3] Исайя, 28:24; Иуда, 18.

[4] Софония, 3:4.

[5] Иезек., 12:1 — 4. (Вернее: 13:1 — 4. — Прим. пер.).

[6] Иезек., 13:6, 8, 9.

[7] Иерем. 23:11.

[8] Там же.

[9] Иерем. 23:21.

[10] Иерем., 23:13.

[11] Иерем., 23:14.

[12] Иерем., 25:15.

[13] Иерем., 27:9.

[14] Иерем., 29:8.

[15] Плач Иерем., 2:14.

[16] Матф., 24:4, 11, 24, 25.

[17] Второз., 13:1, 5.

[18] Тaм же, 18:15, 18 — 20.

[19] Числ, 12:5 — 8.

[20] Быт., 15:1 — 17.

[21] Там же, 22:3.

[22] Там же. 46:2.

[23] I кн. Паралипом., 17:3-14.

[24] Исаия, 1:1.

[25] Иерем., 14:14.

[26] Иов, 13:15.

[27] ІІ посл. к Кор., 12:2.

[28] Recueil des Conf., t. 5, р. 201.

[29] I Цар., 18, 19, 22, 40.

[30] Второз., 18:20.

[31] Там же, 22.

[32] Иерем., 28:9.

[33] Псалмы, 130:7.

[34] Там же, 111:7, 9.

[35] Там же, 96:11, 12.

[36] Там же, 22:27 — 30.

[37] Исайя. 11:12.

[38] В синодском переводе библии: «среди язычников». - Прим. пер.

[39] В синодском переводе библии: «об Иудее». — Прим. пер.

[40] Скобки принадлежат автору. — Прим. пер.

[41] В синодском переводе библии: «судить народы». — Прим. пер.

[42] Исайя, 2:1, 2, 3, 4, 17, 18.

[43] Исайя, 35:4 — 10.

[44] Исайя, 40:1, 10, 11.

[45] Исайя, 45:17.

[46] Исайя, 52:1.

[47] Исайя, 43:25.

[48] Исайя, 54.

[49] Исайя, 60.

[50] Исайя, 60.

[51] Исайя, 65:17 - 26.

[52] Исайя, 16:20.

[53] Матф., 10:17.

[54] Луки, 21:16.

[55] Исайя, 66:11, 16.

[56] Исайя, 65:13, 14.

[57] Иерем., 3:15 — 17.

[58] Иерем., 30:8, 9, 10. (Пропущено указание на 30:3. - Прим. пер.)

[59] Иерем., 30:7, 12.

[60] Иерем., 31:27 — 37. (Вернее: 27 — 34. - Прим. пер.).

[61] Иерем., 32:36. (Вернее: 36 — 42. — Прим. пер.).

[62] Иерем., 33:6, 7, 8.

[63] Иезек., 39:25, там же, 34:24 и 36:23.

[64] Иезек., 39:25 (Вернее: 39:25, 27 — 29. — Прим. пер.).

[65] Иезек., 37:21 (Вернее: 21 — 28. — Прим. пер.).

[66] Иерем, 23:5, 6.

[67] Даниил, 2:44; 7:27; 9:24.

[68] Осия, 3:4, 5.

[69] Oсия, 2:18, 21, 22, 23, 24.

[70] Иоиль, 2:18 и 3:1. (Точнее: 3:1, 5 — 10, 16 — 21. — Прим. пер.).

[71] Амос, 9:13.

[72] Авдий, 17.

[73] В синодском переводе библии: «судить». — Прим. пер.

[74] Михей, 2:12 и 4:1. (Точнее: 4:1 — 4. — Прим. пер.).

[75] Михей, 5:6. (Точнее: 5:7, 8, 13. - Прим. пер.) и 7:8. (Точнее 7:18 — 20. — Прим. пер.).

[76] Наум, 1:15.

[77] Софония, 3:14. (Точнее: 3:13 — 17, причем библейский текст, как часто у автора, не только урезывается, но и вообще дается в вольном изложении. - Прим. пер.).

[78] Захария, 2:10, 9:9; 14:8. (Точнее: 2:10, 11; 9:9, 10; 14:8, 9. - Прим. пер.).

[79] Захария, 8:7. (Точнее: 8:7 — 13. — Прим. пер.).

[80] ІІ Самуил, 7:12.

[81] Псалмы, 89, 36.

[82] Христос означает здесь: «помазанник». - Прим. пер.

[83] Псалмы, 72, 1, 7, 9.

[84] Псалом, 111:9. Исайя, 52:10.

[85] Исайя, 9:5, 6. (Точнее: 9:6 — 7. - Прим. пер.).

[86] Исайя, 11:1. (Точнее: 11:1 — 3, 5 — 6, 9. - Прим. пер.).

[87] В синодском переводе библии: «оправдание наше». - Прим. пер.

[88] Иерем., 33:14. (Точнее: 33:14 — 18. - Прим. пер.).

[89] Иезек., 34:28, 24.

[90] Аггей, 2:7 — 9.

[91] В синодской библии: «отрасль». — Прим. пер.

[92] В синодской библии: «он будет и священником». — Прим. пер.

[93] Захар., 3:8; 6:12; 9:9.

[94] В синодской библии: «и кто устоит, когда он явится?». — Прим. пер.

[95] Малахия, 3:1.

[96] Исайя, 46:13.

[97] Для уразумения текста приводим слова из книги Иезекииля, непосредственно предшествующие данному месту: «Сын человеческий! что за поговорка у вас в земле Израилевой: много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет»? (Иезек., 12:22. — Прим. пер.).

[98] Иезек., 12:23 (Точнее: 12:23 — 25. — Прим. пер.).


XXVIII. [Ложность мнимых обетований Нового завета]